- Искупление
- понятие, на котором построена сущность христианского учения, так что можно назвать христианство религией искупления, а Христовы дела: страдания, смерть, воскресение искуплением. Искупление славянское слово, взято с греческ., означающего освобождение от рабства. Таким образом, освобождение евреев от египетского рабства есть искупление, а Моисей "искупитель" (Деян. 7. 39). Искупителями также назывались Гедеон (Суд. 7), Давид; искуплением будет избавление евреев от вавилонского порабощения (Ис. 41, 14; 43, 14; 44, 6; 48, 17; 49, 7; 26; 54, 5; 60, 16; 63, 10), когда Иегова сойдет, как Мессия, к своему народу (Ис. 59, 20). Согласно Нов. Зав., искупление понимается вообще, как "искупление от грехов" (Эф. 1, 1; Кол. 1, 14). Люди порабощены грехом (Иоан. 8, 34; Рим. 6, 16) и за него дают ответ Богу (Рим. 319). Чтобы освободить нас от него, Христос пожертвовал Свою жизнь, душу Свою отдал (Матф. 20, 28; Марк. 10, 45), пролил Свою Кровь (Римл. 3, 25. Эф. 1, 7; Кол. 1, 14; Евр. 9, 12). Теперь, выкупленные от греха Хр. (Кор. 5, 20; 6, 23; 2 Петра 2, 1; Апок. 5, 0; Гал. 313; 4, 5), освободились все люди (1 К. 2, 6) на все времена (Евр. 9, 12). Мы теперь свободны духом (Римл. 8) и от рабства греха (Римл. 6, 23), от страха смерти (Евр. 2, 15). Иногда лишь власть сатаны прорывается (Евр. 12, 1), ибо он еще оставлен Хр. на свободе, не свергнут в бездну (Откр. 20, 8). Когда же наступит второе пришествие Искупителя (Лук. 21, 27; Римл. 8, 23), оно дополнит полное освобождение людей, как телесное, так и духовное (Кол. 3, 2). Противники библейск. поним. иск., в лице Канта, Толстого, Гегеля и др., признают за Христом лишь то значение, что он возвестил миру великое нравственное учение о любви. Однако человеческое сознание не может помириться на этом и видит во Христе истинного Искупителя, Который прошел все стадии очищения и заслужил на вечные времена нам спасение.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.